Статья взята отсюда: https://vk.com/@selena_stark-manual-po-izgotovleniu-bazovogo-zhenskogo-komplekta-na-ranne
Первая проблема, с которой сталкиваются новички в реконструкции (когда они начинают заниматься этим самостоятельно, а не на базе клуба) — это отсутствие систематизированных данных. Хочется всего и сразу, не знаешь за что браться и откуда что брать.
В этой статье вы можете прочитать про выбор тканей, их особенности, а так же найти мастерские и мастеров, у которых можно всё заказать.
С чего начать?
Для начала вам надо определиться с регионом, который вы хотите реконструировать. Эпоха Викингов предлагает множество регионов для реконструкции.
Здесь мы рассмотрим основные регионы — Скандинавию и Русь.
Будем строить наш мануал на минимальном комплекте одежды для фестивалей.
Минимальный комплект вещей:
- Нательная рубаха
- Верхняя рубаха
- Понёва (для понёвных комплексов на Русь) тогда, учитывая особенности данного комплекса, верхнее (льняное) платье не нужно
- Тёплая верхняя рубаха (шерсть) Для понёвных комплексов может быть заменено на навершник.
- Головной убор — льняной или шерстяной платок (зависит от выбранного региона)
- Пояс
- Носки — вязанные одной иглой, шерстяные
- Обувь
- Плащ
Очень желательно иметь какие-то региональные маркеры. Например для Руси желательно иметь очелье с самыми простыми височниками (чтобы вас можно было отличить от Скандинавии).
С этим набором вещей вы можете вполне спокойно заявляться на фестивали и быть его участником.
Рубахи
При создании опираемся на статью "Рубахи эпохи викингов", автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди.
Крой Т-образный, архаичный.
Длина должна быть примерно по щиколотку (и чуть выше для нижних платьев, чтобы подолы не выглядывали друг из-под друга).
Нижняя рубаха — (лён белёный\небелёный конопля, крапива)
Верхняя рубаха (крашенный лён, конопля, крапива фабричного или натурального крашения) — Допустимые красители: кора дуба, кора крушины, крапива, чистотел и пр., исключая индиго и марену. Фабричная покраска должна быть не кислотной, оттенки не яркие (натуральные красители плохо окрашивают ткани растительного происхождения ).
Для Скандинавии на начальный комплект так же рекомендуется делать верхнюю рубаху из шерсти из-за того, что в Скандинавии лён был в большинстве своём привозным и имел статус парадного.
Тёплая верхняя рубаха (шерсть) — может быть окрашена, а может иметь натуральный оттенок шерсти.
Понёва и навершник
Этнографические источники говорят о распространении понёвного комплекса на юге России, в северных же губерниях был распространен комплекс с сарафаном. Но стоит отметить, что этнографические исследования отстают от интересующего нас периода довольно сильно, поэтому нельзя полагаться на них полностью.
Далее обратимся к "Очеркам материальной культуры русского феодального города" М.Г.Рабиновича:
Думается, что понева, так широко распространенная среди сельского населения Древней Руси, обязательно должна была существовать и среди горожанок на первом этапе развития городов, рост которых, как не раз уже говорилось, шел преимущественно за счет сельского населения. (...) У женщин одежда дополнялась куском клетчатой ткани, который надевали поверх рубахи на бедра. Позднее в деревнях эта одежда получила название понёвы. В городах она существовала, как увидим ниже, недолго, и мы не знаем даже ее названия, поскольку понявой в то время называлось самое тонкое полотно. В таких одеждах изображены пляшущие женщины на русальских браслетах XII в.
Для комплекса на Русь вместо верхнего льняного платья и верхнего шерстяного можно использовать понёву и навершник.
Ворот и внешний вид
Хочется отдельно поговорить про ворот и способ его крепления.
Есть несколько вариантов.
1) Вы просто делаете аккуратную «лодочку». При данном типе ворота не нужны фибулы, завязки или пуговицы. Он формируется лишь за счёт продолговатого отверстия вдоль линии плеч.
2) Фигурный вырез. При данном типе ворота нужна фибула/пуговицы/завязки. Он формируется за счёт того, что вы делаете разрез к центру рубашки. Он должен быть небольшой.
В число требований к костюму, помимо историчности, вводится понятие "эстетика костюма". Костюм должен быть аккуратным, чистым, без видимых дыр, пятен и прочих следов жизнедеятельности и криворукости (плохой прокрас, сантиметровые стежки) владельца. Пристойной длины, без необоснованно огромной горловины (обхват шеи + ~2 см для ворота с разрезом, для ладьевидного ворота – обхват головы + ~2 см) и с невыраженной послойностью в подоле и рукавах, т.е. чтобы из-под верхней одежды не торчала нижняя (подол - не более 3 см разницы, рукава не более 1см. ) (с) ОДЮР
Общие требования хорошо описаны в этой статье.
Головной убор
Для минимального комплекта вам потребуется льяной платок для жаркой погоды, чтобы не напекло голову, и шерстяной для более холодной погоды.
Обычно это длинная полоса ткани шириной около 30-50 см и длиной примерно до 2х метров (зависит от способов завязки, которую вы планируете использовать).
Для скандинавок разрешено ходить с непокрытой головой, но только если будут использованы аутентичные причёски (коих в достатке).
Короткие волосы, дреды, крашенные в яркие цвета волосы должны быть спрятаны под головной убор!
Обувь, носки и плащ
Рекомендуется еще раз прочитать эту статью
Остальные мелочи
Пояс — тканый на бердо или дощечках (средняя ширина находок 1,5-2 см, но при наличии источника допускается ширина свыше)
Пояс вы можете приобрести во многих мастерских или же сделать его сами.
Мастерские:
ТГ Мастерская Муси и Мартина "Горетов стан"
Яро Око
Магазин | Мастерская • НордФьорд
и другие
К поясу рекомендуется сразу приобретать нож (такова женская доля, нам нужно готовить ;))
Аксессуары (фибулы, колечки, пуговицы, височные кольца, бусы и тд) следует приобретать очень осторожно. Помнить, что каталоги мастеров НЕ ЯВЛЯЮТСЯ источником, всегда всё нужно перепроверять.
Мой совет, если Вы едете на фестиваль в первый раз, не торопитесь купить все бусики или колечки, которые вы увидите. К этому надо подходить осознанно.
Если вы вы выбрали определенный регион, то старайтесь брать всё из этого региона. Если в вашем регионе отсутствует, например, обувь, то вы можете взять ее из соседнего.
Так же следует помнить о том, что разброс от самой ранней вещи в вашем комплекте до самой поздней не должен составлять более ста лет (а лучше пятидесяти).
И не стоит забывать про соотношение вашего статуса костюма с вашими украшениями. Девушки в платье крашенном индиго смотрятся очень странно в поршнях и латунных украшениях. Лучше статусный комплект собирать постепенно, обдуманно.
Отдельные элементы костюма должны соответствовать общему реконструируемому образу (Шелковые тюрбаны в скандинавском и славянском костюме – весьма спорный предмет). Заимствование отдельных иноземных элементов, нехарактерных для данного региона в целом, должно быть подтверждено археологией или иными вескими доказательствами. (с) ОДЮР
К сожалению, не знаю авторов выкроек, но спасибо им большое за них.
С уважением, Анастасия «Селена» Попова